toggle
plus minus gleich

Авторизация



Опрос

Можно ли сказать, что мы живём в гражданском обществе?
 

Сейчас на сайте

Порог социализации





Article Index
Порог социализации
Page 2
Page 3
Page 4
Page 5
Page 6
Page 7
Page 8
Page 9
Page 10
Page 11
Page 12
Page 13
Page 14
Page 15
Page 16
Page 17
Page 18
Page 19
Page 20
Page 21
Page 22
Page 23
Page 24
Page 25
Page 26
Page 27
Page 28
Page 29
Page 30
Page 31
Page 32
Page 33
Page 34
Page 35
Page 36
Page 37
Page 38
Page 39
Page 40
Page 41
Page 42
All Pages


Дискуссии о предмете социального повисают в воздухе,
становятся беспредметными до тех пор, пока мы не уясним себе,
хотя
бы в общих чертах, основные цели и задачи, которые ставятся перед обществом как природным образованием. В зависимости от этого, определя-ется содержание деятельности общества, его социальных институтов и каждого человека в отдельности, а также процесс социализации, ее характер и назначение.

Три основные задачи общества
Мы уже говорили , что общество и человечество имеет три непосредствен-ные глобальные задачи, которые определяют их существование:
- биологическое воспроизводство со всеми биологическими и физиологи-ческими свойствами, обеспечивающее воспроизводство новых поколений и био-логической жизни в целом;
- материальное воспроизводство, обеспечивающее человека и общество пищей и теплом, а также физическую защиту от внешней среды;
- социальное воспроизводство, или социализация, которое включает в себя образование и культуру в самом широком смысле.
Человек как биологическое существо так мудро или не очень мудро устро-ен, что ему для биологического воспроизводства требуется пища, одежда и жи-лье, а еще и наличие социальной среды, требующей и обеспечивающей опреде-ленный уровень социализации. Другими словами, мало того, что человек должен родить ребенка, он обязан его накормить и укрыть и обязательно поместить в специальную социальную среду, чтобы он из биологического стал общественным существом и смог выполнить предназначенную ему обществом задачу.
Если человек не будет в достаточной степени социализирован, он не смо-жет совершить биологического воспроизводства. Соответственно, и без матери-ального обеспечения ни о каком биологическом воспроизводстве не может идти речь, так же как и о социализации. Естественно, что без биологического воспроизводства невозможно, во всяком случае пока, никакой социальной жизни и т.д.
К социализации относится огромная область социальной жизни: обще-ственные институты, например, прямо направленные на образование и воспита-ние, социализацию или опосредовано как культура, знания.
Не случайно в мире имеется три основные ценности, ради которых люди живут, чего так страстно добиваются, нередко ценою своей жизни, и ставят пре-выше всяких благ. Это секс, деньги и власть: секс как форма выражения требова-ния биологического воспроизводства, деньги как форма выражения процесса вос-производства материальных ценностей и власть как высшая форма выражения социализации, т.е. вершина такой социализации (мнимой или реальной), которая позволяет управлять деятельностью других людей. Владея деньгами, можно полу-чить власть и много секса; обладая большой властью, можно получить деньги и так же много секса; имея много секса, уже ничего не надо, ни денег, ни власти. Правда, в процессе социализации деньги, власть и секс принимают извращенные формы и становятся ценностями сами по себе, безотносительно к тем задачам, ко-торые они призваны выполнять. Но скорее это свидетельствует о низком уровне культуры индивида и  соответственно его низкой социализации.
Когда люди знакомятся, каждого из них в первую очередь интересует три вещи: социальный статус нового знакомого, его семейное и материальное поло-жение. И по всей видимости это не случайно, ибо от этих исходных позиций начнут строится и взаимоотношения между людьми и определятся возможности решения своих задач.
Об этой сфере, в которой находится предмет и объект социологии и соци-альных наук, мы, в основном, и будем вести речь дальше. 

Человек не производит, а воспроизводит жизнь
Это еще один исходный момент в нашем рассуждении. Мы считаем, что человек и человечество в целом не производят жизнь, а воспроизводят ее, т.е. воспроизводят то, что было в них заложено природой. Человек и человечество только развертывают жизнь по уже проложенной природой дороге.
Человечество как вид материи есть одна из переходных форм живого и не-живого, один из ее этапов в развитии и движении от куда-то и куда-то. Сего-дняшний человек это только этап в многомиллионном пути развития материи, краткий миг в постоянном процессе видоизменения. Ни начало, ни конец этого пути неизвестны.
Нынешний миг истории развития человека как формы живого и этап его преобразования в нечто иное и принципиально отличное, заключает в себе сотни тысяч или миллионы лет. Мы, сегодняшние, нисколько не отличаемся от древне-го человека, который гонялся за пищей и сидел у огня. Мы находимся в одной с ним парадигме жизни. И сегодня человек так же гоняется за пищей, причем самой элементарной, и так же сидит у огня, только в превращенной форме.
Одним из доказательств того, что человек только разворачивает красную дорожку жизни, которая находится в нем самом в свернутом виде, служат потен-циальные возможности ребенка.
Я смотрю на свою дочку, активно познающую жизнь, и удивляюсь, какие потенциальные возможности в ней заложены природой. Вот думаю, если бы пе-ренести ее каким-нибудь волшебным образом, эдак, на тысячу или на десять ты-сяч лет вперед, то чтобы из нее получилось? Можно с большой уверенностью предположить, что она была бы полностью социализирована для того времени. Впрочем, она так же успешно была бы социализирована и для общества, которое существовало тысячу и десять тысяч лет назад.
Такую уверенность дают многочисленные примеры из жизни и специально проводимые эксперименты. В научной литературе описано достаточно случаев полной и частичной социализации детей и взрослых, пересоциализации и даже ее полное отсутствие и что из этого получается. Вспомните хотя бы Маугли.
Эксперименты с социализацией проводились в явной и неявной форме. Например, специально брали грудного ребенка из неразвитого африканского пле-мени и воспитывали в современном европейском обществе. В процессе развития ребенок полностью усваивал ценности современного европейского общества и становился его полноправным членом. О генетическом влиянии "низкого" проис-хождения ничто не свидетельствовало, и никто практически его не наблюдал.






E-mail Print PDF