toggle
plus minus gleich

Авторизация



Опрос

Можно ли сказать, что мы живём в гражданском обществе?
 

Сейчас на сайте

Мыслимый и реальный факт





Article Index
Мыслимый и реальный факт
Page 2
Page 3
Page 4
Page 5
Page 6
Page 7
Page 8
Page 9
Page 10
Page 11
Page 12
Page 13
Page 14
Page 15
Page 16
Page 17
Page 18
Page 19
Page 20
Page 21
Page 22
Page 23
Page 24
Page 25
Page 26
Page 27
Page 28
Page 29
Page 30
Page 31
Page 32
Page 33
Page 34
Page 35
Page 36
Page 37
Page 38
Page 39
Page 40
Page 41
Page 42
Page 43
Page 44
Page 45
Page 46
Page 47
Page 48
Page 49
Page 50
Page 51
All Pages

Факт описывается в научной литературе и восприни-мается в обыденном сознании как нечто физически существующее, чему приписывается понятие "реаль-ность". Факт - это всегда нечто конкретное в отличие от общего и тем более абстрактного. Он указывает на эмпирическое знание в противоположность теорети-ческому знанию.
Но что такое реальное и конкретное применительно к факту и что такое факт в нашем сознании?
Свобода действий человека возможна только в силу "несво-боды" существования факта.         Сознание фиксирует некую реальность и определя-ет ее как факт. Но это ровным счетом ничего не гово-рит о реальности. Ибо нечто, зафиксированное как ре-альность и воспринятое как факт, на самом деле может оказаться иным, чем предполагалось. Понятийный па-радокс заключается в том, что сознание всегда фикси-рует объективную реальность и представляет ее  логи-ко-понятийных конструкциях, которые принимают форму факта. Но содержание реальности в сознании может быть совершенно не предсказуемым, оно может быть иным, чем предполагает рассудок в своем актуа-лизированном или осознанном знании.
Другими словами, то, что предполагалось за фик-сированной реальностью как факт, на самом деле яв-ляется иным, соответственно меняется и содержание его. На самом деле речь идет о другом факте, который не фиксирует наше сознание. Природа факта в этом случае не меняется, но происходит активная демон-страция несовершенства сознания и неполноты знания или, точнее, неумение действовать в поле неопреде-ленного знания.
Благодаря множе-ственности фактов человек имеет не-ограниченную воз-можность переме-щаться в различных системах фактов.       
2
Природа факта в сознании остается в неизменно-сти, он полностью принимает форму эмпирического, или реального, факта и в него вкладывается в полном соответствии с природой факта некое содержание. Вкладывается именно то содержание, которое должно было бы соответствовать мыслимой сознанием реаль-ности. Ибо факт в сознании может существовать толь-ко как мыслимая реальность.
Но сложность заключается в том, что мыслимая ре-альность может не соответствовать той реальности, с которой имеет дело человек при решении своей зада-чи. Или же мыслимая реальность может не полностью соответствовать (частично соответствовать) той ре-альности, которая существует как реальный факт. По-этому разницы между мыслимым и реальным фактом по природе образования нет никакой. Разница оказы-вается только в содержании факта. В равной мере это относится и к любому другому факту, ибо все факты отличаются друг от друга только своим содержанием. И в этом смысле мыслимый факт ничем не отличается от реального, или эмпирического, факта.





Осознание поня-тия "факт" позво-лило осознать по-нятие "свобода".         Но в чем же тогда разница между ними. Только в том, что мыслимый факт может не отражать содержа-ния реального факта, а это значит, что человек не мо-жет решать поставленной задачи. Поэтому возникло понятие “мыслимый”, “неистинный” факт. На самом деле речь идет не о факте, а о его содержании.
На мыслимом, а не на реальном факте построена фабула книги "Мастер и Маргарита". То, чего не мо-жет быть, становится наблюдаемым фактом. Не может быть говорящего кота, покупающего билет в трамвае. Но именно так он и воспринимается, т.е. фактом ста-новится как раз то, чего не может быть фактом. Полу-чается чудовищная неразбериха, а для героев романа трагедия. Если сознание воспринимает то, что не мо-жет быть, тогда или поехала крыша, или природа фак-та совершенно иная. Или факта в его традиционной интерпретации, не существует.
Факт в сознании мо-жет существовать только как мыслимая реальность.   
3

И в самом деле, что это такое реальный факт в от-личие от мыслимого факта?
Понятие ? плод деятельности сознания, мыслимое ? разновидность понятийного образования. Если утверждать, что восприятие реальности может быть относительным, т.е. возможно истинным, то ее, ока-зывается, трудно отделить от вымышленной. Сознание часто не может дать объяснение видимому явлению, и трезвый ум очень осторожно относится к очевидному.
Нечто, зафиксиро-ванное как реаль-ность, и приданное ему значение факта, на самом деле может таковым не оказаться         Философы с такой легкостью разделили нечто, что является реальностью, и нечто, что является мысли-мым как синоним идеального, что эти два явления приобрели чеканную и законченную форму соотно-шения бытия и сознания.
Философы понимают реальное как нечто, что явля-ется известным и проверенным. И в этом смысле оно (реальное) полностью соответствует понятию "факт". Мыслимое ? это нечто, что может быть неверным и противоречить известному и проверенному знанию. И тогда оно не может являться фактом.
Разницы между мыс-лимым и реальным фактом по природе его образования нет. Разница оказывается только в содержании факта.         Если мыслимое не является фактом, тогда что же оно? Если это плод деятельности сознания, тогда без сомнения оно является, по крайней мере, мыслитель-ным фактом. Если сознание есть реальность, пускай особого рода отличная от физической, то, что им про-изведено тоже является в полной мере реальностью. Но только реальностью особого мира, мыслимого, и, конечно, принципиально отличной от любой другой реальности, в том числе физического мира или так называемого эмпирического факта.
Герои "Мастера и Маргариты" посходили с ума, увидев, что происходит нечто невообразимое, когда с виду нормальный человек начинает вытворять черт?те что, даже не черт?те что, а нечто такое, что черт его поймет, т.е. нечто, совсем из ряда вон выходящее. Стабильный мир фактов как понятий пропадает. Но на самом деле его место занимает другой мир фактов, та-кой же понятный и привычный, но только для сатаны, для дьявола (по М. Булгакову).
Мыслимый факт мо-жет не отражать со-держания реального факта, что означает, не способность ре-шать поставленные задачи.         Нечистая сила и в самом деле поступает не чисто и поэтому не порядочно. Для нее человеческий мир фак-тов понятен и известен, а для человека мир фактов не-чистой силы неизвестен. Нечистая сила ничего не-обычного не делает, она только переносит человека в свой мир фактов и тем самым делает его совершенно беспомощным. Сажает на помело, несет с бешеной скоростью на шабаш ведьм, и человеку остается только надеяться на случай или добрую волю нечистой силы, что сделает она одно порядочное дело ? вернет его опять в его привычный мир. Иногда так и случается, но не всегда.






E-mail Print PDF